| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа развития
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСПЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» 663957 КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ РЫБИНСКИЙ РАЙОН С. УСПЕНКА ПЕР. ШКОЛЬНЫЙ 4 ТЕЛ\ФАКС: 8(39165)71319 e-mail uspenka-school6@mail.ru
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Содержание. I. Введение II. Паспорт программы III. Информационная справка об образовательном учреждении IV. Проблемно-рефлексивный анализ о состоянии образовательного процесса V. Концептуальное обоснование Программы развития VI. Характеристика требований социума к образовательным услугам школы. VII. План реализации программы
1. Введение Программа развития Муниципального образовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа №6» на 2009-2013 годы является организационной основой осуществления целенаправленной и согласованной деятельности педагогического коллектива по реализации базового общего образования. Наличие опыта работы, имеющаяся материально-техническая база, учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие наработки коллектива школы выступают основой для качественных изменений в работе учреждения. Программа определяет стратегию развития школы, цели, задачи и направления совершенствования организации и осуществления учебно-воспитательного процесса. Программа ориентирована на овладение учащимися системой знаний, адекватной современной картине мира; освоение школьниками норм и ценностей, приоритетных в обществе; на включение учащихся в различные виды деятельности (учебно-поисковую, проектную, диалоговую, коммуникативную, творческую) на основе сложившихся в школе позитивных традиций и современных педагогических технологий, оптимизации механизма управления образовательной системой школы, обеспечения единства обучения и воспитания. Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы с разграничением функций исполнителей. Контроль над реализацией Программы осуществляет Управляющий Совет школы. Результаты реализации Программы обсуждаются ежегодно на августовском педагогическом совете, кладутся в основу публичного отчета школы (на сайте школы :www:uspenka6.narod.ru).
2.Паспорт программы развития
3. Информационная справка о школе Муниципальное образовательное учреждение «Успенская СОШ № 6» расположено по адресу: 663957 Красноярский край Рыбинский район с. Успенка пер. Школьный, 4. Типовой проект. Блочное здание. Год постройки 1982. Учебные кабинеты школы
Кроме того, в школе имеется процедурный кабинет и кабинет медицинской сестры.
Сведения об информационно-технических средствах обеспечения образовательного процесса
Материально-техническая база школы
Динамика численности обучающихся за три года
В 2009-2010 учебном году в школе обучалось 134 учащихся в 13 классах-комплектах. Режим работы односменный, шестидневная рабочая неделя (для 2-11 классов). В школе реализуются следующие образовательные программы:
Кадровый состав: Характеристика учителей по категориям
Награды педагогических работников:
Состав учащихся по социальному статусу их семей.
Распределение детей по категориям социально незащищенных семей
Анализ статистических данных в таблицах показывает, что в основном в школе обучаются дети из благополучных и социально незащищенных семей. Общее численность социально незащищенных детей составляет 72 % от общего количества обучающихся.
4. Проблемно-рефлексивный анализ о состоянии образовательного процесса Вопрос о качестве образования, которое дает школа, всегда был актуален для педагогического коллектива. Последние годы этой проблеме уделяется особое внимание вследствие преобразований и тенденций в области современного образования. В настоящее время школа поставлена в такие условия, что формула «образование на всю жизнь» уже не работает. Ее необходимо заменить формулой «образование через всю жизнь». В данной Программе развития качество образования понимается в трех аспектах:
4.1. Результаты сформированности предметной компентности
Качество обученности учащихся по годам:
Анализируя данные таблицы, можно сделать точный вывод о том, что по школе растет тенденция снижения качества. Одним из результатов качества процесса обучения являются показатели ЕГЭ по русскому языку и математике за последние четыре года (а также результаты по другим предметам, сдаваемым в форме ЕГЭ: химии и биологии, литературе и физике):
Показатели по русскому языку и математике ниже районных, а показатели по предметам по выбору выше за счет того, что выбирают эти предметы только мотивированные учащиеся.
4.2. Показатели работы со способными детьми Динамика численности медалистов
Следующим результатом качества обучения является участие учащихся в олимпиадах на уровне района и края. Данная ниже таблица отражает количество участников и процент победителей районных олимпиад.
4.3. Показатели сформированности ОУУН и универсальных способов деятельности Следующим направлением деятельности школы является формирование надпредметных умений. По результатам исследования, у учащихся наиболее слабо сформированы следующие мыслительные умения:
Диаграмма формирования универсальных способов деятельности показывает, что учащиеся школы на протяжении трех лет видят необходимость и важность участия в исследовательской деятельности. С каждым годом включенность учеников в данную деятельность увеличивается, потому что это дает возможность формировать и развивать следующие умения:
Приоритетным направлением деятельности по формированию надпредметных и предметных компетентностей является научно-исследовательская деятельность; ее цель заключается в формировании и развитии универсальных умений и навыков учащихся, надпредметных компетентностей на основе проведения экспериментально–опытных работ с научными и информационными источниками знаний: · в рамках научного общества учащихся «Вега» организована экологическая лаборатория «Зимний сад», на базе которой проводятся исследовательские работы с оформлением компьютерных презентаций; данная деятельность позволяет развивать интеллектуальные способности учащихся в самостоятельной творческой деятельности;
За три года существования научного общества имеются следующие результаты работы:
4.4. Деятельности по повышения педагогической компетентности
Цель методической работы на последующие три года видим в Повышении качества образования на основе внедрения компетентностного подхода. Задачи:
Система повышения профессиональной компетентности педагогов школы:
краевая система повышения качества образования (дистанционные курсы, заочное обучение, курсы повышения квалификации в ККИПКРО, переподготовка)
районная система повышения качества образования
школьный уровень повышения качества образования выявление проблем практики образования
оформление методической темы самообразования
работа по теме самообразования в ТГ, МО; защита наработки на педчтениях, при аттестации
Данная деятельность осуществляется по следующим направлениям: 1. Освоение новых УМК, их апробация на практике. 2. Использование в процессе обучения инновационных педагогических технологий. 3. Личностно-профессиональное совершенствование учителя в процессе проектно-исследовательской деятельности. 4. Повышение компетентности учителя через методологическую работу в МО, ТГ, семинарах. 5. Отслеживание эффективности курсовой подготовки, сформированности компетентностей у педагогов, эффективности деятельности классного руководителя Результатом образовательной деятельности должны стать портфолио учителя. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием успешного развития учащегося и критерием педагогического мастерства учителя. В ходе исследований были сделаны следующие выводы:
Так, для организации индивидуального обучения учащихся проводится следующая работа: - на всех ступенях ведется отслеживание уровня сформированности базовых знаний и умений, определенных государственной программой; - проводится тестирование по предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов; - составляется табло пробелов учащихся; - высчитывается процент усвоения темы по классу в целом и каждым учащимся в отдельности; - совместно с каждым учеником проводится поэлементный анализ его работ; - на каждого ученика заведены папки, фиксирующие пробелы и дающие необходимую индивидуальную помощь (карточки-тесты, карточки-пробелы, опорные схемы); - организуются и проводятся индивидуальные и групповые занятия по выявленным пробелам в знаниях; - отслеживается динамика освоения тем; - на каждом уроке проводится индивидуальная работа с учащимися по пройденному материалу; - составляется планирование предэкзаменационного повторения, содержащее разбор типичных заданий разных видов, включенных в контрольно- измерительные материалы; - определяется круг наиболее сложных вопросов, в решении которых ученики часто допускают ошибки (по опыту сдачи экзаменов за последние три-четыре года); - темы, слабо усвоенные учащимися, выносятся в тематическое планирование учителей в качестве повторения; - с целью отработки умения выполнять задания различных видов составляется специальный тренировочный банк заданий для учащихся. В школе разработана многоступенчатая система подготовки учащихся к ЕГЭ. Сущность её заключается в построении обучения с учетом возрастных особенностей школьников на разных этапах их обучения и способствующей поэтапному развитию соответствующих возрасту сторон мышления, специальных умений и навыков, необходимых на экзамене. Система упражнений выступает не только в качестве приложения к теоретической части учебного материала, но и способствует формированию основных умений и навыков через их включение в систему ранее усвоенных, позволяет рационально организовать повторение, ставить проблемы для будущего.
4.5.Показатели воспитанной системы школы Воспитательная работа школы направлена на совершенствование воспитательной среды с целью самовыражения личности учащегося и ее становления. Задачи работы:
В соответствии с задачами было определено многообразие содержания и форм организации воспитательной работы. Для более эффективного функционирования воспитательной системы в целом и ее совершенствования проводится мониторинг деятельности классных руководителей и основных элементов внеурочной работы. Школа работает в рамках воспитательной концепции «Школа гражданского становления», основной целью которой является воспитание духовно и физически развитой личности школьника, связывающей свое будущее с будущим своего края, страны. Изучая степень эффективности воспитательной работы педагогов, определяя степень удовлетворенности учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе, мы получили такие оценочные суждения, как «хорошая или плохая школа», «удачный или неудачный класс», которые обусловлены успешностью работы того или иного классного руководителя. Уже несколько лет в нашей школе делаются попытки обновления и совершенствования воспитательной практики. Более продуктивной, на наш взгляд, является идея моделирования и простроения воспитательной системы класса, реализация которой позволяет внести существенные изменения во все компоненты деятельности классного руководителя. Так, классным руководителем школы были разработаны воспитательные системы: · 1 класс - «Учимся быть друзьями»; · 4 класс - «Дом, в котором ты живешь»; · 5 класс – «Зажги свою звезду»; · 9 класс – «Я – частица общества »; · 10 класс – «Найди себя в себе».
По данным мониторинга воспитательной работы видно устойчивое падение уровня воспитанности по школе. Направления дополнительного образования:
4.6 Обеспечение доступности образования Школа создает все необходимые предпосылки, условия и механизмы обеспечения возможности получения качественного, доступного образования детьми села.
Детский сад «Березка» и школа составляют единое образовательное пространство, обеспечивающее доступность, преемственность обучения и стопроцентный охват детей посредством - реализации образовательной программы «Школа России»; - организации группы кратковременного пребывания детей на базе реабилитационного центра «Рыбинский» для выполнения домашнего задания; - работы учителей на дому с детьми–инвалидами, не посещающими школу;
Поступление учащихся в 10 класс
поступают в вузы и ссузы:
На территории школы находится реабилитационный центр «Рыбинский», поэтому в течение года происходит постоянное движение учащихся, что отрицательно влияет на качество обучения. Подобное движение требует обязательной дополнительной работы с вновь прибывшими учащимися:
4.7 Здоровьесберегающая деятельность. Важным показателем работы школы является деятельность по укреплению здоровья учащихся и развитию физических способностей через
Проводится мониторинг состояния здоровья учащихся школы; за последние три года результаты обследования следующие:
По результатам мониторинга состояния здоровья учащихся школы выявлено, что происходит увеличение учащихся с заболеваниями сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем. Это последствие низкой двигательной активности младших школьников, недостаточная оснащенность спортивным оборудованием.
4.8 Обеспечение условий безопасности Приоритетным направлением в области организации жизнедеятельности школа считает совокупность мероприятий по обеспечению безопасности всех участников образовательно–воспитательного процесса. В школе разработана программа «Безопасность», целью которой является обеспечение функциональной готовности школы к безопасной повседневной деятельности через организационные и практические мероприятия, направленные на обеспечение пожарной безопасности, соблюдение безопасных условий труда, безопасной эксплуатации электро- и теплохозяйства и антитеррористической защищенности школы. · в 2004 году в школе была смонтирована противопожарная сигнализация; · для отработки навыков и правил поведения при чрезвычайных ситуациях 4 раза в год проводятся учебные мероприятия по эвакуации школы при возникновении пожара по предварительно разработанному проекту с последующим анализом; · 2005 год – смонтирована противопожарная система оповещения в школьных мастерских; · 2006 год – произведена частичная замена электросетей по коридорам, в пищеблоке, в кабинетах информатики, физики в соответствии с современными требованиями за счет средств муниципального бюджета; · в 2007 году согласно Краевой программе «Безопасность жизнедеятельности общеобразовательных учреждений» в школе установлено технологическое оборудование пищеблока; · в 2007 – 2008 году произведен монтаж приборов освещения классных досок; на данный момент оснащены новыми классными досками кабинеты начальных классов, кабинет русского языка; · в 2008-2009 году проведена пропитка деревянных конструкций кровли крыши; · в 2005 - 2006 году в полном объеме была приобретена мебель для начальной школы (разноуровневые столы и стулья, классные доски) и частично – для основного звена; · в соответствии с требованиями СанПинов систематически производятся замеры искусственной освещенности, микроклимата: температуры, влажности, гамма – излучений, качества воды; · медицинское обслуживание осуществляется медсестрой; оснащенность медоборудованием в настоящий момент составляет 68%.
Безопасность условий труда обеспечивается по следующим направлениям:
8. мониторинг жизнеобеспечения. Антитеррористическая защищенность представлена комплексом мероприятий:
4.9 Участие в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах Коллектив нашей школы активно участвует во всех муниципальных конкурсах.
В рамках реализации образовательной программы школы идет постоянный анализ социально-образовательных потребностей всех участников учебно-воспитательного процесса; достигнутых результатов образовательного процесса; возникающих проблем; поиска путей решения проблем. По результатам анализа деятельности школы можно структурировать комплекс проблем и трудностей, решение которых поможет вывести школу на новый уровень развития:
5.Концептуальное обоснование Программы развития Реформы в современном образовании, проводимые на федеральном и региональном уровнях, направлены на формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, поддержку инициативности, способности к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда, требуют изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план задачу достижения нового качества образования. В Концепции модернизации российского образования под новым качеством образования понимается «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В качестве главного результата рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Поддерживается стремление к самообразованию, трудовая мобильность и корпоративная лояльность. В основу Концепции положена идея социализации, формирования базовой культуры личности, ее свободное развитие через адаптацию к изменившимся социально- экономическим условиям, в результате чего происходит становление личности, развитие ее способностей общаться, взаимодействовать с другими людьми, приобретаются необходимые для этого знания и умения. Социализация – (от лат socialis - общественный), процесс становления личности, усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и установок, образцов поведения, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. (Краткий словарь по социологии. с. 318). Образование-это социально направляемая и контролируемая часть социализации, упорядоченный способ присвоения ребенком культурных ценностей. В качестве основных компонентов социализации школьника нами выделены: когнитивный компонент (наличие знаний у школьника, способствующих осознанию связей и отношений в окружающем мире, формирующих целостную картину мира; наличие знаний об отношении к обществу, труду, к другому человеку, к другой культуре, к самому себе; знания приемов, способов, норм общения, способов самоорганизации и организации других людей); нравственный компонент (преобразование знаний в личные убеждения, стремления, ценности; проявление социальной ответственности, патриотизма, гражданской зрелости, наличие желания участвовать в общем деле; владение нормами общественного поведения и др.); мотивационно-деятельностный компонент (проявление коммуникативной компетенции, ориентация на сотрудничество и кооперацию; наличие реально проявляемого стремления к решению социально значимых целей; умение самостоятельно принимать решение в нестандартных ситуациях; способность к творческой, исследовательской деятельности; сформированность социального, жизненного и профессионального самоопределения). Для выпускников школы перспектива позитивной социализации во взрослой жизни зависит от качества деятельности школы, образовательной активности семьи, мотивов и способностей самого ученика, возможностей среды. По нашему мнению, взаимовлияющими факторами являются: качество жизни – позитивная социализация - личностные качества ученика - качество образования - качество образовательного пространства. Таким образом, необходимым условием позитивной социализации мы считаем наличие такого образовательного пространства, в котором ученик станет субъектом образования своей личности, от чего и зависит качество получаемого им образования и успех его в дальнейшей жизни. Под образовательным пространством мы понимаем совокупность условий и возможностей школы для образования учащегося, становления его личности, проявления и развития его способностей и личных потенциалов. Основными компонентами образовательного пространства являются: пространственно–предметная среда, окружающая учителя и ученика; эстетическая организация жизненного пространства, символика школы; содержательно-методический - содержание, формы и методы организации образования; коммуникационно- организационный – коммуникационная сфера, социальные, организационные условия, особенности внутренней культуры школы.
6.Характеристика требований социума к образовательным услугам школы. 1. К содержанию образования: - качественно новое содержание образования, предоставляющее возможность становления свободной и ответственной личности, владеющей опытом выполнения специфических личностных действий - рефлексии, смыслообразования, избирательности, жизненного самоопределения. 2. К результатам образования: - обеспечение получения среднего (полного) образования, необходимого для получения профессионального образования; - воспитание позитивно социализированной личности. 3. К технологиям обучения и воспитания: - технологии, опирающиеся на развитие личности и ее способностей. 4. К работающим педагогам: - необходимая и достаточная профессиональная подготовка, образованность, стремление к поддержке и развитию обучающихся, к конструктивному взаимодействию с их родителями (лицами, их заменяющими), к удовлетворению запросов на получение современного среднего (полного) образования.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать основное предназначение школы: создание благоприятных условий для разностороннего развития личности путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования, формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитания гражданственности и любви к Родине.
Цель Программы развития: обеспечение качественного и доступного образования для более успешной адаптации выпускников школы в социуме.
Задачи работы сводятся к следующему: 1.Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в инновационную работу: -по формированию и развитие предметных и надпредметных навыков; -внедрению новейших информационно-коммуникационных технологий в образовательно–воспитательный процесс; -развитие проектно - исследовательской деятельности; 2.Внедрение системы мониторинга по управлению качеством образования в школе 3.Создание адекватных условия для учащихся по раскрытию своих способностей 4.Формирование навыков здорового образа жизни; 5.Простраивание воспитательной системы «Школа гражданского становления
Модель выпускника
Обучающиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования, должны: • освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть предметными и общеучебными умениями и навыками); • овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
Обучающиеся, получившие основное общее образование, должны: • освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана; • приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации; • овладеть основами компьютерной грамотности; • овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного); • знать свои гражданские права и уметь их реализовывать, уважать свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей.
Выпускник, получивший среднее (полное) общее образование, - это человек, который: • освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана; • освоил содержание обучения на уровне, достаточном для успешного обучения в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; • овладел основами компьютерной грамотности, программирования, получил начальные навыки технического обслуживания вычислительной техники; • знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, уважает свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей; • готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях высшего профессионального образования; • умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их, обладает чувством социальной ответственности; • способен к жизненному самоопределению и самореализации, может быстро адаптироваться к различного рода изменениям; • ведет здоровый образ жизни.
6. План реализации программы
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |